Формирование способностей к изучению иностранных языков

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Если вас интересуют психологические основы способностей к изучению иностранных языков, уделите время этому материалу.

В онтогенезе способностей широко используется понятие синзетивность, которая подразумевает период наивысшей зрелости (готовность) той или иной психической функции, в условиях которой происходит приобретение навыков того или иного вида деятельности. Сензитивный период существует практически для любой из функций, а по окончании этого периода, иногда завершающегося достаточно резким скачком, наблюдается затухание данной функции.

Очевидно, что сензитивным периодом для активного развития речевых функций является дошкольное детство. В целом же, мы не ошибемся, если скажем, что при освоении родного языка сила языковой способности максимальна около трех лет и постепенно снижается к 10-12 годам.

Вопрос о формировании и развитии речевых функций непосредственно связан с латерализацией психических функций и механизмами психической доминантности.

В довербальном периоде развития у детей не наблюдается выраженной функциональной доминантности. Она начинает проявляться на 2 году жизни, что по времени совпадает с началом периода речевого созревания.

В этот период и на протяжении всего дошкольного детства, когда речь развивается наиболее активно, быстро набирается словарный запас, усваиваются грамматические структуры и конструкции родного языка, у большинства детей наблюдается правосторонняя психическая доминантность. В младшем школьном возрасте дети учатся читать по слогам, у них развиваются аналитические функции, и постепенно под влиянием традиционного школьного обучения и в связи с потерей нервной системой значительной степени пластичности происходит (у правшей) в большей или меньшей степени переход к левосторонней доминантности.

Таким образом, рассмотрение специфики смены механизмов психологической доминантности в онтогенезе приводит к выводу о том, что основной период закладывания и становления речи ребенка приходится на время правостороннего психического доминирования. Учитывая особенности формирования образа предмета и его обобщенного символа, можно утверждать, что закладывание предметной базы, с помощью которой оперирует детское мышление (а основой предметного мышления является зрительное восприятие), происходит при помощи психических систем, имеющих правостороннюю локализацию. За звуковое обозначение символа при этом отвечает левое полушарие.

В дошкольном периоде слова, особенно короткие, с которыми дети знакомятся в первую очередь, воспринимаются целиком, как единый образ. Это проявляется и в другом типичном для детского возраста явлении. Начиная читать какое-нибудь слово, дети прочитывают 1-2 первых слога, а окончание произносят другое, прочитывая слово неверно. Это объясняется не невнимательностью ребенка при чтении и не его нежеланием прочитать слово до конца, а именно тем, что в данный момент правое полушарие распознает какое-то слово по тому образу и привычной комбинации букв, которые стоят в начале слова. Чаще всего это происходит с длинными, состоящими более чем из одного слога словами, так как правое полушарие не воспринимает сложные рисунки, а работает с той частью, которую оно может опознать, не анализируя. Являясь доминирующим, оно вызывает реакцию узнавания, и ребенок прочитывает слово ошибочно. Постепенно в контроль за этим процессом включаются механизмы левосторонней доминантности, в связи с чем появляется способность анализировать более сложные структуры, и ребенок начинает читать более длинные слова без ошибок.

Правое полушарие накапливает образно-речевую базу, и основной набор предметных символов, овладение которыми необходимо для первичной социализации ребенка, закладывается при ведущей роли механизмов правосторонней доминантности.

После того, как речь закрепляется в качестве главного средства коммуникации, основная роль начинает переходить к левому полушарию, которое оперирует абстрактными понятиями, семантикой вербальных символов, сложными грамматическими конструкциями и схемами, а также занимается их конструированием. Именно поэтому оно является речевым.

Concept of Intelligence with Human Brain on Blue Background

Правосторонняя доминантность исчезает, так как выполнение функции по аккумулированию и удержанию системы символов, необходимых для кодирования и раскодирования сигналов, восприятие и реакция на которые является приоритетной для становления человека в социуме, фактически завершено. Перестает быть актуальной необходимость массового приобретения символов, отражающих образы окружающий действительности, так как в той или иной форме все классовые или категориальные типы уже заложены в образах правого полушария.

В дальнейшем добавление новых образов происходит гораздо менее интенсивно и не в приоритетном режиме. Система символов (слов) и структура (грамматика) любого иностранного языка является избыточной по отношению к уже имеющемуся набору символов, то есть нет необходимости обладать этой информацией для правильного отражения действительности. Поэтому освоение другого языка не может идти аналогично освоению родного языка. Именно по этой причине говорят, что дети лучше усваивают иностранные языки.

Происходит это в силу того, что в период становления речи и понятийной системы на родном, т.е. любом первом языке, соответствующие психологические системы аккумулируют знаково-символьную информацию, позволяющую обмениваться с окружающей средой сигналами для лучшего обеспечения жизнеспособности организма. Этот ориентировочный рефлекс заставляет память удерживать иностранные слова с той же легкостью, что и родные, когда эти символы используются (т.е. предоставляется более или менее регулярная практика).
Тем самым обеспечивается подтверждение того, что использование основных и дублирующих символов целесообразно, так как происходит общение на двух языках. Поэтому в активизированном состоянии сохраняются как родные, так и иностранные слова, а также грамматические структуры. Когда процесс первичной социализации завершен, фокус непосредственного внимания переносится на освоение способов оперирования усвоенными символами, а усвоение структурно-символьной базы теряет актуальность.

За все психические процессы отвечает конечный ряд функций, которые в зависимости от сочетания обеспечивают тот или иной процесс. В случае длительной невостребованности развитие функций останавливается на некотором достаточном для поддержания других процессов уровне, в случае их включения в другие процессы. Часть функций, входивших в комбинацию, сопровождающую овладение основным языком, перестала быть востребованной, и соответственно, их развитие также остановилось.

Поэтому при возникновении вопроса о способах преодоления трудностей у тех, кто изучает иностранные языки в возрасте, когда первичная социализация завершается, психологическая доминантность сформировалась, а актуальность задействования тех же функций, что отвечают за освоение иностранного языка в других процессах не появилась, нельзя обойтись без учета специфики механизмов психологической доминантности применительно к языковым способностям.

Так, при обучении иностранному языку по интенсивной методике проявляется существенный сдвиг в сторону сильной активации функций правого полушария.

На ранних этапах усвоения второго языка более важная роль принадлежит правому полушарию, а по мере совершенствования второго языка роль правого полушария снижается. Мнение, что левое полушарие обеспечивает родной язык, а правое — иностранный, разделяют многие исследователи.

При этом считается, что возможно искусственным образом воссоздать функциональные состояния, имитирующие основные характеристики онтогенетически более ранних состояний. Это активизирует более раннюю установку на обучение, когда оно характеризовалось высокой результативностью. Для этого необходимо провести анализ строения соответствующих процессов и активно перестроить или заново сформировать лежащие в их основе функциональные системы.

Вывод: способности к изучению иностранных языков можно развить в любом возрасте!

Share:

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *