Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе — это объективная необходимость, без этого невозможно современное образование. Обычно этим иностранным языком становится именно английский, в силу широкого распространения и традиции. Итак, дети в начальной школе, кто-то во втором, а кто-то и в первом классе, начинают изучать английский язык. Надо отметить, что в современной российской действительности в этом процессе нет тех, кому легко. В современной российской школе в изучении английского языка всем трудно: и ребенку, и родителям, и учителю.
Ребенок, начинающий изучать английский язык в школе — это, как правило, второклассник. С его точки зрения ситуация выглядит следующим образом: он закончил 1 класс, в котором он учился в общем понятным, а для многих и давно освоенным вещам: читать, писать, считать. Пару-тройку раз в неделю было что-то более интересное — музыка, окружающий мир, рисование, технология. Ему пока не вполне ясно, зачем лично ему это все в принципе нужно, но родители и учительница требуют, если ленишься, то ругают, значит — надо делать. Летние каникулы, когда он не ходил ни в садик, который он все еще хорошо помнит, ни в школу, вспоминаются с отчетливой ностальгией по утраченной с началом нового учебного года свободе.
Во втором классе его ждут существенные перемены: вводится английский язык, одновременно начнутся официальные домашние задания и самое главное — оценки. Теперь школьники уже не делятся на условных умниц и шалопаев, теперь есть понятная простая градация: отличники, хорошисты и троечники. В начальной школе все же крайне редко встречаются откровенные двоечники. И на фоне этих изменений появляется новый предмет — английский язык.
Изначально дети относятся к новому предмету позитивно. Это обусловлено многими факторами: и возрастной психологией, и окружающей ребенка действительностью, а также отношением родителей к школьному прогрессу. В этом возрасте ребенок с удовольствием поглощает новые пласты знаний. Не новое правило по русскому языку (он подобных правил уже много видел) и не еще одно стихотворение (которых он видел еще больше), а принципиально новое, другое, что-то, еще ни разу не виданное и не опробованное. Дети-дошкольники воспринимают новые знания только в формате игры, подросткам уже интересны взаимоотношения в своей группе, а младшие школьники, как это ни парадоксально прозвучит, любят учиться. Конечно, если правильно построен процесс обучения, и если ребенок имеет достаточный уровень мотивации — а вот с этим часто бывают проблемы. Окружающая современного второклассника действительность наглядно показывает ему, что русский язык далеко не единственный. Даже названия конфет на фантиках и игрушек на коробках написаны какими-то непонятными буквами (а то и вовсе значками-иероглифами), и родители то и дело говорят «это по-английски написано», а дети любопытны. Ну и конечно, куда же современный ребенок денется от таких «героев нашего времени», как Batman и Гарри Поттер, и от вселенной Marvel и мультфильмов Disney. Да, как правило, все есть в переводе. Но повторюсь — дети любопытны, а чем старше становится ребенок, тем больше он сталкивается с иностранным языком в том же интернете. А еще дети не раз и не два услышат «вот будешь в школе английский учить — сможешь сам это все прочитать».
Сомнения родителей в способностях ребенка
Отношение родителей второклассника к началу изучения английского языка варьируется от восторженного энтузиазма до откровенного страха. Разумеется, некоторая неуверенность вполне объяснима: родителей одолевают сомнения в том, что их ребенок вообще способен обучаться иностранному языку, это ж не математика и не чтение, тут способности нужны. И наконец, наболевший вопрос — кто будет помогать ребенку с домашними заданиями? Читать и писать умеют все, а вот английский учили не все, а хорошо знают и могут что-то объяснить и вовсе единицы.
Откровенно говоря, сомнения в способности каждого конкретного ребенка успешно изучать иностранный язык имеют под собой некоторые основания, однако не стоит поддаваться панике и бросаться искать репетитора, если ребенок не начал сразу же читать на английском. Школьная программа не требует ничего сверхъестественного, ребенок со среднестатистическими способностями может ее освоить. Да, возможно не на пять с плюсом, а на четыре или три. Но это не трагедия.
Незавидное положение учителя английского
Учитель английского языка находится в крайне незавидном положении. Во-первых, ему абсолютно не на кого надеяться на случай болезни или невнимательности ученика. Рассчитывать на то, что ребенок дома с родителями сможет разобрать тему, ему не приходится, так как неизвестно, владеет ли у ребенка дома хоть кто-нибудь английским языком на приемлемом уровне. И если в самом начале обучения, когда речь идет о том, чтобы заучить алфавит или несколько новых слов, еще теплится надежда, что родители воспользуются хотя бы интернетом, то при изучении грамматических структур эта последняя надежда рушится как карточный домик.
Во-вторых, в современной школе параллельно практикуются сразу две методики обучения английскому языку: грамматико-ориентированная и коммуникативная. Первая более привычна, но показывает откровенно низкую эффективность в разрезе обучения говорению, а вторая применяется недавно и часто еще не освоена на должном уровне самими учителями. Соответственно, используются и разные комплекты учебников. Таким образом, преподаватель находится в «подвешенном» состоянии, так как чиновники от образования в любой момент могут потребовать начать работать по новой методике, а перестраиваться самому и перестраивать учеников в конечном счете придется именно учителю. А иногда и работать по двум методикам сразу, потому что одни уже перешли в девятый класс и им поздно что-либо менять, а другие только начинают обучение и от администрации получено указание работать с новыми классами по новой методике.
Проблемы, связанные с изучением английского языка в начальной школе, обычно выражаются в том, что ученики показывают низкую успеваемость по предмету, при этом затрачивая невероятно много времени на выполнение домашних заданий. Плохие оценки расстраивают детей и родителей, накапливается усталость, появляются сомнения в профессионализме учителя, все это приводит к конфликтам между родителями и учеником, учителем и подгруппой, учителем и родителями и так далее. Разумеется, невозможно вывести алгоритм, одинаково эффективный для всех участников процесса, однако рассмотреть возможные пути решения каждой отдельной проблемы будет во всяком случае невредно.
Репетитор — самый популярный путь решения проблем с английским
Первый и самый распространенный путь решения сложностей с английским в школе у конкретного ребенка — это репетитор. Да, репетитор во втором классе для многих «звучит парадоксом», но, как показывает практика, это часто оптимальный выход. В результате занятий «на два фронта» оценки улучшаются в срок от нескольких месяцев до года, ученик обретает уверенность в своих силах, и иногда даже дальнейшие занятия с репетитором становятся не нужны — с усвоением базовых знаний ребенок вполне сможет обучаться по школьной программе и самостоятельно. Однако что же делать семьям, которые не могут себе позволить репетитора или не хотят его нанимать из принципиальных соображений?
Следует выяснить причины плохой успеваемости в школе
Прежде всего необходимо разобраться в ситуации и понять, что вызвало низкую успеваемость. Причины могут удивить как родителей, так и учителей. Немаловажными факторами являются успеваемость ученика по другим предметам и в данной подгруппе английского в целом. Если сплошные двойки с тройками приносят 1-2 ученика из 15 — дело скорее всего в этих конкретных учениках (особенно если наблюдается аналогичная ситуация по другим предметам). Если же из 15 учеников только трое имеют итоговые оценки «4» и «5» — логичнее всего предположить, что имеется системная проблема.
Преодолеть сложности в обучении у конкретного ученика без участия репетитора может оказаться довольно сложно. Родителям придется налаживать контакт с учителем, чтобы понять, в чем дело.
Причины неуспеваемости бывают разные, например:
- ребенок много отвлекается, неусидчив и невнимателен, однако вполне справляется с заданиями от случая к случаю;
- ребенок в принципе не привык работать на уроке, так как по остальным предметам он все и так знает, а что не знает — дома качественно объясняют родители;
- ребенок не усваивает материал из-за скорости, с которой он подается — просто не успевает за группой;
- ребенок не усвоил некий объем знаний в самом начале, и теперь у него нет основы, на которую мог бы «наслаиваться» новый материал;
- ребенок банально ленится и начинает работать только после воспитательной беседы или двойки.
И это, разумеется, не полный список. И в каждом случае придется думать, что же делать: вводить систему поощрений и наказаний для повышения мотивации, просить учителя позаниматься отдельно, начинать обучение с самого начала, выявляя и устраняя пробелы и так далее.
В случае, если в подгруппе тотальная неуспеваемость, у родителей, как правило, складывается общее мнение, что дело не в детях, а в учителе. И на этом этапе родителям нужно сделать выбор: бороться с системой или с двойками в дневнике своего сына/дочери? Если с двойками — то в принципе действия те же: выявить причину(ы) неуспеваемости, определиться с путями устранения и по возможности стараться решить именно ее(их) доступными способами. Конечно, некие сложности все равно будут возникать, но это в любом случае лучше, чем пустить ситуацию на самотек.
Довольно распространенной системной проблемой в современном школьном изучении английского языка является скорость подачи материала. Например, дети не успевают качественно усвоить алфавит за 3 урока. Ни дети, ни родители не понимают, как готовиться к словарным диктантам, которые начинают проводить уже во второй четверти второго класса, если еще не изучены даже правила чтения. А у учителя есть задача — необходимо провести контроль по пройденной теме, а помимо словарного диктанта и опроса никак и не проверишь. Помимо скорости, у родителей часто возникают вопросы по методике: привыкшие к последовательному изучению от букв к буквосочетаниям и крайне постепенному переходу к чтению отдельных слов родители бывают в большей или меньшей степени обескуражены тем, что дети записывают не менее 5 новых слов за урок, а правила чтения этих слов проходят с помощью аудио- и видеоматериалов с диалогами и песнями, да еще и на фоне лексической темы, например «My favorite food» или «Animals». А у учителя распоряжение руководства работать именно по этому учебнику, и сделать с этим педагог ничего не может, а бывает что и не хочет. Причем и учебник может быть действительно очень хорошим, просто данный конкретный учитель не умеет по нему работать. В случае, если родители примут решение коллективно бороться за то, чтобы была произведена замена учителя или учебной методики, формата проведения занятий или объема домашнего задания нужно быть готовым к тому, что это может оказаться сражением с ветряными мельницами, в результате которой максимум, чего удастся достичь — это послабления детям особо активных родителей и колоссальная потеря времени и сил. Увы, идти против системы — чаще всего значит идти в никуда.
Гораздо эффективнее выстраивать собственную систему, принимая как данность формат обучения ребенка в школе. В любой методике есть свои плюсы, нужно только их найти. Разумеется, человеку без знания языка и умения преподавать будет сложно это сделать, но здесь на помощь родителям может придти все тот же учитель. Педагогу всегда выгодно иметь успевающих учеников в своем классе или подгруппе. Увидев в родителях неуспевающих учеников не противников, борющихся за права деточек на отдых и индивидуальный подход, а союзников, готовых к серьезной работе, преподаватель может значительно скорректировать свои представления о группе, что обязательно скажется на формате проведения занятий и соответственно, уровне знаний и оценках. К сожалению, есть учителя, которые с высоты своего педагогического опыта отмахиваются от любых аргументов родителей, но, откровенно говоря, это не вина их, а беда. Это профессиональная деформация и выгорание, от которых никто не застрахован. В этом случае родителям и ученику остается либо выкручиваться самим, либо уходить в другую школу, либо заниматься английским где-то еще. Это, кстати, совершенно необязательно должен быть именно индивидуальный репетитор. Группа изучения английского в языковом центре также может помочь ребенку, которых способен эффективно заниматься в группе. Стоит это на порядок дешевле, а пользы может принести очень много.
Второклассник, несмотря на определенные сложности со школьным обучением — это совершенно необязательно будущий дворник или грузчик. У него впереди, в его школьной жизни, будет еще столько интересного! Не стоит разочаровываться в нем в самом начале пути. Помощь, дисциплина и искреннее внимание — вот три кита, на которых во взрослую жизнь отправляется успешная личность.