Оценивание без оценок при обучении иностранному языку

Иностранные языки

Начиная обучение, и взрослые, и дети хотят понимать, насколько успешно они продвигаются. В привычной системе образования это означает, что им будут ставить оценки. Однако современные методы все чаще предполагают отказ от оценок в баллах и цифрах в пользу так называемой обратной связи.

Чем полезна обратная связь?

Оценка в баллах – обезличенная и неконкретная, ведь с ее помощью невозможно понять, что именно идет не так или в чем заключается успех. Обратная связь предполагает, что у ученика будет достаточно полная картина своих неудач и успехов, а значит, он сможет более продуктивно работать в будущем.

Кроме того, обратная связь обычно обоюдная, то есть не только преподаватель разъясняет ученикам то, как он видит качество их работы, но и ученики задают вопросы, оценивают сами себя и друг друга, и – обязательно – работу преподавателя и организацию обучения. Последнее помогает преподавателю менять свои методы или наполнение занятий в соответствии с потребностями группы.

Какую обратную связь использовать?

Самое очевидное – рассказывать каждому из учеников, что именно у него получается хорошо и в чем заключаются его ошибки. Но это обычно занимает много времени, которого совершенно не хватает, особенно, если вы обучаете большую группу. Существует несколько инструментов, которые позволяют экономить время и обеспечивать оценивание без оценок. Самые эффективные из них:

  • Стикеры или индивидуальные карточки;
  • Электронная почта;
  • Наблюдение.

Каждый из них применим в обычных условиях, даже если учеников много, каждый из них получит порцию вашего индивидуального внимания

Стикеры или карточки

Карточку или стикер можно заполнять в течение всего занятия или выбрать для этого какое-то отдельное упражнение – например, когда ученики работают в парах или высказываются индивидуально. Напишите на карточке имя ученика, а затем помечайте на ней его ошибки и те моменты в работе, которые вам особенно понравились. Ошибки записывайте в контексте и дословно, чтобы ученик мог самостоятельно их исправить, а успехи пометьте особым знаком, чтобы их можно было отличить.

В конце занятия отдайте стикер ученику: пусть он ознакомится с вашими заметками и сделает выводы. Можно раздавать карточки не на каждом занятии, а в конце недели. Прикрепляйте их к отдельному листу бумаги после каждого урока и выдавайте в качестве одного из домашних заданий на выходные.

Электронная почта

Ее сегодня используют все: это бесплатно, просто, привычно. В качестве инструмента обратной связи она тоже подойдет, главное – в начале работы с группой попросить учеников написать свои адреса и предупредить их, что будете рассылать им сообщения.
Начать стоит с того, чтобы дать им возможность высказаться. Через несколько недель после старта курса обучения, отправьте каждому письмо с несколькими вопросами:

  • По вашему мнению, как вы справляетесь с работой на занятиях?
  • Какие ваши самые сильные стороны в изучении языка?
  • Какие умения вам бы хотелось улучшить?
  • Есть ли у вас вопросы ко мне как к преподавателю?

На занятии объявите, что вы отправили сообщения, и обязательно обозначьте дату, до которой нужно отреагировать. Получив письма от учеников, напишите свои ответы. В них нужно включить ваше мнение о том, над чем нужно поработать, что получается особенно хорошо, советы, как можно достичь еще больших успехов, и, конечно, ответы на заданные учеником вопросы.

На начальных этапах обучения пишите сообщения на родном языке учеников, но позднее обязательно используйте изучаемый язык для того, чтобы обеспечить еще больше практики.

Обменивайтесь сообщениями регулярно – например, раз в две недели, и напоминайте о необходимости отвечать во время занятий, чтобы гарантированно уделять внимание каждому.

Наблюдение

Многие ученики, даже взрослые, очень негативно относятся как к оценке в баллах, так и к тому, когда преподаватель описывает лично их ошибки или даже достижения. Не будем вдаваться в психологические причины такого явления, расскажем, как с ним бороться, не отменяя обратной связи.

Вам предстоит стать внимательным и чутким наблюдателем, который, в то же время, не подает вида, что следит за ошибками учеников. Особенно это удобно делать, когда они работают в парах или группах.
Ваша задача – прислушиваться к тому, что они говорят, и делать для себя пометки. По окончании работы зачитайте выписанные ошибки, не называя того, кому они принадлежат, и предложите группе исправить их. Обязательно просите не только правильный вариант, но и его объяснение, чтобы извлечь из задания максимальную пользу.

Разумеется, этот вариант не заменит полноценной обратной связи, но порой можно практиковать и его, чтобы снизить уровень стресса, который вызывает прямое оценивание.

С этими инструментами для создания обратной связи вы сможете дать своим ученикам наиболее полное представление обо всех их успешных и не слишком удачных действиях, а заодно и сами получите реальную картину того, насколько быстро и эффективно продвигается обучение.

Оцените статью
Masterlang
Добавить комментарий