Особенности преподавания иностранного языка: лексика

wooden cubes Иностранные языки

Одним из фундаментальных аспектов изучения иностранного языка является освоение лексики. Для того, чтобы свободно говорить на языке, необходимо иметь хороший словарный запас и уметь применять его в зависимости от коммуникативной цели. Давайте выясним, каким образом лучше организовать изучение лексики, чтобы добиться высоких результатов.

Как организовать изучение лексики?

1. Тематическая организация лексики

Подбирайте для занятий такие слова и выражения, которые, во-первых, соответствуют уровню знаний ваших учеников, во-вторых, — относятся к одной теме. Изучение лексического материала в рамках определённой тематики позволит обучающимся не только пополнить активный словарь, но также и взаимодействовать с людьми, используя иностранный язык, в пределах целостного фрагмента повседневной жизни.

2. Поэтапное усвоение материала

Двигайтесь от простого к сложному. Так, например, целесообразно сначала выучить со студентами произношение, написание и перевод слов. Затем следует перейти к запоминанию наиболее распространённых выражений, в которых данные слова используются. Для контроля можно использовать устный опрос или диктант. Впоследствии немного повысьте уровень сложности, отдавая предпочтение заданиям на подбор синонимов и антонимов, заполнению пробелов в предложениях, тестам. Хорошо подойдут также и упражнения на отработку простых грамматических конструкций, если они вписываются в тему. Так, например, если ваша тема — «Описание комнаты», можно попробовать позадавать вопросы к обстоятельства места (Где находится шкаф? Где кровать? Где стол?), одновременно отвечая на аналогичные вопросы собеседника. Далее поставьте перед обучающимися задачу научиться переводить на иностранный язык фразы и микротексты, в которых должны быть употреблены изучаемые лексические единицы.

После этого обучающиеся будут готовы к работе с текстами и к полноценному говорению. Не переходите к следующему этапу, если на предыдущем был показан неудовлетворительный результат, в противном случае знания будут фрагментарными.

3. Употребление лексики в речи

Важно не просто проконтролировать знания обучающихся при помощи диктанта, теста или проверочной работы. Вы должны убедиться, что изучаемый фрагмент лексики прочно вошёл в состав активного словаря студентов. Для этого обязательно вводите в практику большее количество разнообразных упражнений на продуцирование речи (говорение и письмо). Например, предложите ученикам составить рассказ, используя как можно большее количество новых слов. Тот, у кого в итоге выйдет больше всего правильно употреблённых слов и выражений, получит поощрение. Также практикуйте описания картинок, составление диалогов в парах, дискуссии, дебаты, игры. Помните: наилучшие результаты даёт именно коммуникативная методика, поскольку она направлена не только на академическое усвоение языка, но и на его использование в качестве средства общения, что, собственно, и является основной целью всех, кто его изучает.

4. Используйте изучению лексику в дальнейшей практике

Для того, чтобы слова не забывались, активно применяйте их в последующей работе со студентами. Это приучит их к мысли, что в языке всё взаимосвязано и для дальнейшего продвижения нужно обязательно закрепить пройденный материал, поскольку он ещё будет встречаться в дальнейшем. Чем чаще человек слышит, видит или употребляет какое-либо слово, тем лучше он его запоминает.

5. Периодически повторяйте изучаемую лексику со студентами

Использование пройденных слов в дальнейшей практике закрепляет понимание слова на бессознательном уровне, но процесс будет эффективнее, если сделать его ещё и сознательным. Время от времени возвращайтесь с обучающимися к уже пройденным словам, разработайте упражнения на повторение и устраивайте небольшие проверочные работы, которые позволят понять, прочно ли ученики усвоили данную лексику. Если окажется, что они уже успели забыть значительную составляющую материала, пусть сделают работу над ошибками, составив с изучаемыми словами предложения/вопросы/диалоги/тексты.

Работа над лексикой — очень существенный и полезный навык, который поможет обучающемуся на высоком уровне овладеть языком, развить воображение и творческие способности, а также логику, умение анализировать информацию, память и трудолюбие. К тому же, всегда приятно расширять свои знания в какой-либо области, а за счёт пополнения активного словаря можно серьёзно повысить свои шансы на эффективную коммуникацию с носителем языка.

Полезное видео по теме:

Masterlang
Добавить комментарий