Связность или когерентность — обязательная характеристика текста любого жанра. Всякое повествование состоит из нескольких сегментов и автору важно суметь их связать. В данной статье рассмотрим, как это можно сделать.
Что собой представляет связность или когезия?
Менее употребляемый вариант термина пришел к нам из латинского языка и его можно перевести как «сцепление». Термином «когезия» пользуются в основном лингвисты.
Вербальное сообщение обязательно состоит из огромного количества символов: фонетических составляющих, словосочетаний, фраз. Предложения в свою очередь образуют эпизоды и так далее. Конструкция звеньев текста и обеспечивает целостность рукописи или устного рассказа.
Если фонетические связки между звуками- процесс очень естественный, то словесное взаимодействие сильно зависит от задумки автора. Порядок слов определяется грамматическими правилами и лексическим запасом языка, писателя или оратора. С этими навыками могут возникать сложности, но еще более трудоемко структурировать большое произведение из элементов.
Попробуем определить методы компоновки эпизодов в большой единый текст.
Основные способы гармонизации текста
Смысловая целостность обеспечивается логической цепочкой, состоящей из предложений. Смысл новой фразы так или иначе вытекает из сказанного ранее, являет собой шаг к раскрытию идеи произведения.
Но в больших панорамных произведениях, когда повествование состоит из нескольких линий, могут появиться трудности и нестыковки. Для устранения таковых писателям можно предложить несколько приемов.
Четкое определение связей причины и следствия
Действия и поступки героев необходимо логически выверить. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и раскрывать грани характера действующего лица или нескольких лиц.
По этому принципу построен сюжет фильма «Тоталитарный роман» (1998). Знакомство двух совершенно разных людей- столичного диссидента Андрея и простой советской женщины Нины- явилось причиной возникновения сильных чувств, у которых в описанных сценаристом обстоятельствах нет будущего. Героиню вербует КГБ, ей не под силу преодолеть возникший конфликт: находясь вместе с любимым, одновременно его предавать. В итоге главный герой вынужден оставить женщину, а сама Надежда остается морально сломленной и ситуацию усугубляет потеря нерожденного ребенка.
Замысел или образ, обеспечивающий связность текста
Определенная жанровая идея или некий образ может помочь связать несколько линий повествования. К примеру, Куприн использовал образ гранатового браслета в одноименной повести, чтобы одним сюжетом рассказать о совершенно разных людях. Круг Веры и личность Желткова принадлежат разным сословиям и, кажется, не имеют ничего общего. Однако драма разыгрывается вокруг недорогого украшения, которое является символом чувств Желткова.
Так же может быть использована идея позиционирования героя в контексте обстоятельств, проблема осознания собственной ответственности, необходимость борьбы со злом и прочее.
Ретроспективы
Погружения в предысторию, эпизоды прожитого часто в ходе сюжета что-то объясняют и взаимодействуют с событиями настоящего времени. Этот прием блестяще использован Юлианом Семеновым в романе «Противостояние», где поступки действующего лица в прошлом, история его семьи дают характеристики личности антигероя и объясняют мотивы.
Метод непосредственного сцепления
Нередко в фабуле концовка одного эпизода тесно связано с началом нового сегмента сюжета. Эти две части повести являются неразрывной логической цепочкой.
Такой прием использован Львом Толстым в «Войне и мире». Раздавленный горем князь Андрей, невольно подслушав в Отрадном искренний и восторженный монолог Наташи, находит в себе силы жить дальше. Внутренний отклик Болконского на жизнерадостность и эмоциональность героини явились в некотором роде предпосылкой к последовавшему роману этих лиц.
Лирические и философские отступления
Подобные текстовые элементы в виде рефлексий персонажа, рассуждений о смысле событий, раздумья о судьбах страны и мира иногда можно использовать в виде связок. Подойдут также пейзажи, экскурсы вглубь времен, анекдоты и байки. Главное- не слишком увлекаться ими, делая отступления не слишком длинными.
Для примера вспомним «Барышню-крестьянку» А. Пушкина. Функцию связок там выполняют рассказы о взаимоотношении родителей Лизы и Алексея, а также почти анекдотическое описание их примирения.
Конечно, ни один из приведенных способов не может решить задачу связности полностью. Самое эффективное средство гармонизации произведения- логическая выверенность, хорошая проработка сюжета и последовательное раскрытие личностей героев. Если возникает необходимость в связующих элементах, хорошо бы освоить все и применять нужный метод сообразно обстоятельству.