Азиатские комиксы медленно, но верно собирают армию последователей на западе. Новые любители жанра начинают активно изучать так называемую «матчасть», но сделать это не просто страны годами образовывали стандарты направления. Поэтому первым делом принято изучать «западное» разделение азиатских комиксов это манга в Японии, манхва в Корее и маньхуа в Китае.
Важно понимать, что в самих азиатских странах эти обозначения подразумевают слово «комикс» и даже записываются с помощью одинаковых иероглифов. Но не смотря на одинаковое значение, эти виды комиксов имеют функциональные отличия, которые и предстоит рассмотреть в этой статье.
Манга
Самый популярный комикс из Азии это манга. Имеют данные произведения японское происхождение, в некоторых случаях могут обозначаться как комикку. Манга имеет очень глубокие корни, направленные на японские традиционные ценности, но при этом свой узнаваемый вид она получила во второй половине 40-х годов прошлого века под сильным давлением американской культуры.
В самой Японии к манге относятся с неподдельным уважением. Читают ее не только дети и подростки, но и взрослые люди. Пол и социальный статус среди поклонников также роли не играют.
В этой стране такие комиксы воспринимаются как отдельная форма рисунка и литературы, именно этот факт дал базис для создания широкого перечня поджанров и тематик: приключения, ужасы, эротика, комедии и много другое.
Меньше чем за 5 лет отрасль разрослась до невиданных масштабов, которые в наше время продолжают активно увеличиваться. В начала 2000-х годовые обороты перешли черту в 500 млн долларов и ниже уже не опускались. Около половины средств создает США, отсюда комиксы быстро распространяются по всему миру. Имеют ряд отличительных черт от американизированных комиксов:
1) Графика, графика и еще раз графика!
Комиксы практически полностью оформлены в черно-белых цветах, цветными бывают лишь обложки и несколько страниц внутри происходит это по причине высокой загруженности мангаки (автора). В редких случаях если комикс набирает очень большую популярность, то рассматривают возможность оформить весь комикс в цвете. «Colorful» так называют цветную мангу.
2) Непривычное чтение текста
Читают мангу (как и любые другие японские произведения) сверху низ и справа на лево.
3) «БАХИ» и «БУМЫ»
Манга не терпит динамику звукоподражания на полстраницы, если такое и подразумевается то всегда менее выражено.
Если манга набирает большое количество почитателей по ней обычно снимают аниме. Но фанаты оригинального произведения всегда получают урезанную версию, которая ограничена серьезной цензурой (в печати часто имеет место быть жестокость и эротика). К тому же часты случаи «слива финала», где окончание истории полностью обесценивает все остальное. Это связано с тем, что производство аниме начинается задолго до окончания печатной повести.
Мангака практически всегда является автором как истории, так и сценария. В некоторых случаях сценарий пишет кто-то другой, таких людей называют манга-гэнсакуся.
Манхва
Манхвой в западном мире принято называть корейские комиксы. Однако в самой Корее Манхва включает широкий круг анимационных продуктов рисунки, комиксы, карикатуры, мультфильмы и многое другое.
Развивалась манхва без стороннего вмешательства, исключительно под грузом корейской истории и традиций, отсюда множество необычных жанров. Распространяется по большей части среди молодого поколения через инернет-ресурсы в виде мини-историй на 4-30 страниц. В последнее встречаются и большие объемы, но это пока что исключение из правил, нежели закономерность.
Чтение манхвы не отличается от классического горизонтального, направленного слева направо сверху вниз.
Аниме на основе манхвы встречается достаточно редко, особенно в сравнении с мангой. Происходит это по причине недостаточной популярности манхвы как в стране, так и за ее пределами риск того, что произведение не принесет достаточно прибыли, всегда ощутимо присутствует. Манхва в отличие от манги обычно цветная, как можно догадаться это связано с меньшими оборотами, а значит и меньшей загруженностью художника. В основном эти произведения находятся под большим влиянием манги, самобытная корейская манхва встречается не часто, но очень ценится читателями.
Уже отмечалось, что современная манхва часто распространяется через интернет, а это породило новую форму комиксов «Веб-манхва». Она отличается очень яркими цветами, более реалистичными изображениями и высоким уровнем разрешения картинки вместо стандартных 1200 пикселей читатель получает впечатляющие 11000. При этом правила чтения не изменяются.
Веб-манхва крайне редко появляется в виде печатного издательства, в основном оставаясь лишь «картинкой в интернете», поэтому этот вид комиксов долгое время высмеивался почитателями жанра. В после 5-7 лет веб-манхва набирает обороты и прочно закрепляется в корейской культуре.
Данный вид манхвы полюбился в первую очередь начинающими авторами, так как тут крайне низкий порог вхождения надо лишь создать продукт и выложить его на личной странице либо же на специализированных площадках. При этом нет нужды в получении одобрении от продюсеров или издателей, можно быть свободным в своем творчестве.
Веб–манхву очень часто сравнивают с кадрами из аниме, уж очень они похожи. К тому же существуют комиксы, персонажи или задники которых могут двигаться при прокрутке страниц, главное делать это быстро.
Отсутствие цензуры со стороны издателей и возможность работать на ограниченную аудиторию дали прочный базис для появления разнообразных форм и жанров. Объем веб-манхвы может начинать от одной страницы и не заканчиваться вовсе главное, что б было кому и для кого писать.
Классическая манхва обобщена следующей классификацией: Меннан предназначен для детей 10-12 лет, имеет юмористический характер; Сонен рассчитан на мальчиков от 12 до 18 лет, обычно рассказывают о приключениях и войнах; Суджон рассчитан для девочек от 12 до 18 лет, содержание крутится вокруг подростковых любовных отношений, и также дружбе между одноклассниками; Чхоннен рассчитан на парней от 18 до 27 лет, может содержать в себе серьезные темы вроде политики и культуры; Ттакчи рассказывает о приключениях на западе.
Маньхуа
Под термином маньхуа объединяются все китайские комиксы. Кроме того, маньхуа включает тайванские и гонконгские комиксы. Классическое маньхуа подразумевает под собой большой рисунок на весь лист и простую надпись без привычных облачков и скобочек.
Китай с древности изобиловал рисунками, которые отдаленно напоминали современные комиксы. Предполагается, что традиционное маньхуа зародилось около 100-150 лет назад. Развитие жанра происходило вплоть до «культурной революции», которая застопорила все творчестве в Китае на 10 лет. В тот же период маньхуа распространился в Гонконге и на Тайване. Комиксы имели развитие под влиянием манги и обрели свой современный вид.
В 1980-е гг. китайская маньхуа получила второе дыхание, но рынок уже покорила манга вкупе с маньхуа из Гонконга и Тайваня. Тем самым традиционные маньхуа лишились малейшего шанса на конкурентную борьбу и ушли в прошлое.
90-е года в Китае славились расцветов пиратского маньхуа, во время борьбы за интеллектуальную собственность были закрыты многие журналы с комиксами, в том числе и старейшее издательство манги и маньхуа «Король комиксов». В тот же период был запущен проект по развитию детской маньхуа, что вскоре породило большое количество художников с новым виденьем. Традиционные маньхуа восстановить не удалось, но китайские «материковые» произведения получили шанс на конкурентную борьбу с японской мангой и маньхуа Гонконга и Тайваня, не уступая при это ни в качестве, ни в количестве.
Многолетнее и сложное развитие жанра породило довольно расплывчатую, но при этом обширную классификацию. По количеству видов маньхуа очень плотно подошло к японской манге, а ее перечесть представляется достаточно трудным. Рассмотрим типы маньхуа:
По аудитории:
Маньхуа для мальчиков чаще всего повествуют о войне и приключениях. В первую очередь рассчитана для юношей до 18 лет, но серьезность взглядов и философия привлекают большое количество людей.
По количеству изображений:
Одиночные маньхуа — обычно это простой одностраничный рисунок без какого-либо сюжетного наполнения. На рисунке может быть изображен человек или пейзаж.
Короткие маньхуа состоят из 2-10 страниц, имеют не глубокий сюжет и публикуются в журналах-сборниках.
Длинные маньхуа имеют неограниченное количество страниц. Публикуются в журналах частично (кусками) на протяжении нескольких лет.
По теме:
Тематически маньхуа имеют очень широкое распространение и упомянуть все невозможно. Поэтому расскажем лишь о нескольких самых популярных темах:
Научно-фантастические тематики обычно содержатся в маньхуа для мальчиков младше 18 лет.
Школьные маньхуа рассказывают о взаимоотношениях одноклассников или студентов.
По месту производства:
Тайваньские маньхуа очень похожи на японскую мангу. Отличительной особенностью стали элементы гунбихуа и исполнение в черно-белом цвете.
Гонконгские маньхуа это комиксы-боевики, включающие в себя драки, войны, гонки и мафия.
Материковые маньхуа только начинает формирование своего стиля и отличиться какой-то особенностью пока ещё не может.
Несмотря на отличия и разные судьбы, все 3 вида комиксов закрепились в Азии и покоряют запад. Конечно если углубляться в тематику, изучать историю стран, культуру и язык, то можно открыть для себя намного больше жанров и произведений, но классическому западному читателю хватает и данной информации.
С удовольствием прочитала вашу статью. Спасибо за интересную информацию!
«Если манга набирает большое количество почитателей по ней обычно снимают мангу», думаю все же надо пофиксить на «аниме».
Точно, спасибо! Исправил 🙂