Кому легче изучать язык – женщинам или мужчинам?

Иностранные языки

То, насколько легко мы изучаем новый язык, зависит от множества различных факторов. Но играет ли роль пол человека? Результаты тестов TOEFL (Test of English as a Foreign Language — Тест на знание английского языка как иностранного) показывают, что женщины превосходят мужчин в тестах по английскому языку. С чем это связано?

Современные исследования показывают, что женщины действительно имеют реальное преимущество. В связи с гендерными различиями был выдвинут ряд причин.

Наш мозг по-разному обрабатывает речь

Исследования показали, что существует разница в том, как мужчины и женщины обрабатывают язык в мозге. Левая сторона мозга обрабатывает аналитические и логические функции, в то время как правая сторона контролирует визуальные и устные функции. Эксперименты показывают, что женщины используют обе стороны мозга, когда говорят, а мужчины — только правую сторону. Женщины способны использовать аналитическую сторону своего мозга, чтобы помочь расшифровать язык.

Женщины используют больше стратегий обучения

Исследования, проведенные в Европе, Азии и Латинской Америке, указывают на то, что женщины изучают языки более целостно. Женщины, как правило, проявляют больший интерес к культуре, стране и носителям изучаемого языка. В их обучении используются все четыре ключевых навыка (чтение, письмо, аудирование и разговорная речь) и языковые элементы (словарный запас, грамматика и т.д.). Сверстники мужского пола, как правило, придерживаются узкого круга знакомых методов обучения. Однако с увеличением количества свободно доступных цифровых ресурсов, таких как подкасты, языковые приложения и веб-сайты, эта ситуация вполне может измениться.

Женщины больше разговаривают

Большинство из нас, вероятно, не согласилось бы с этим утверждением, но почему это так важно для изучения языка? Похоже, что женщины лучше умеют общаться и налаживают больше социальных связей, чем их сверстники-мужчины. И именно благодаря этим связям женщины получают больше возможностей практиковать свои навыки слушания и говорения. Они могут задавать вопросы и получать ответы, чтобы улучшить свое понимание изучаемого языка. Возникающие в результате дружеские отношения часто дают еще большую мотивацию для изучения языка. Конечно, не все женщины разговорчивы, и не все мужчины сдержанны, поэтому, несомненно, некоторые мужчины также получают такую же выгоду от наличия хороших социальных навыков.

У женщин больше мотивации

Это, пожалуй, самая противоречивая из выдвинутых причин гендерных различий в изучении языка. Из исследований, проведенных в Великобритании, Канаде и Венгрии, следует, что старшеклассницы с большей вероятностью начнут изучение языка, чем их сверстники мужского пола. Некоторые исследователи утверждают, что это происходит потому, что и мальчики, и девочки рассматривают языки как женские предметы, причем мальчики предпочитают предметы, в которых преобладают мужчины, такие как математика и физика. Часто это восприятие подкрепляется преобладанием женщин-преподавателей иностранных языков, которые, таким образом, выступают в качестве образцов для подражания для девочек.

Очевидно, что все вышеперечисленные причины основаны на широких обобщениях. Хотя пол является фактором в изучении языка, он не считается самым важным. Мужчины тоже могут стать отличными лингвистами!

Действительно ли женщины изучают языки лучше, чем мужчины?

Нет научных доказательств, подтверждающих мнение о том, что один пол лучше изучает языки, чем другой. Многие представления о гендерных склонностях и предпочтениях проистекают из популярных мифов о так называемой аппаратной структуре мозга. Волна мужчин с Марса, женщин с Венеры — книги по самопомощи в стиле 1990-х годов утверждали, что мужчины и женщины общаются совершенно по-разному. Несмотря на эти господствующие предположения, социолингвистические исследования с тех пор подорвали такие обобщения. В последние годы нейробиологические исследования способствовали развенчанию представлений о структуре и характеристиках «мужского мозга» по сравнению с «женским мозгом».

Приверженность гендерным стереотипам может принести некоторое утешение тем, кто чувствует, что социальный мир вокруг них меняется слишком быстро. Как отметила профессор-нейробиолог Джина Риппон, решающую роль в развитии мозга играет жизненный опыт. Наряду с другими исследователями в области нейропластичности, Риппон утверждает, что наш мозг пластичен, постоянно меняется и реагирует в ответ на внешние раздражители и пережитый опыт. Мозг различается в зависимости от того, какую жизнь ведет человек, какое образование он получает или какую работу выполняет.

Для людей становится все более и более социально приемлемым отвергать и жить вне норм, связанных с тем, что является «мужским» и что является «женским». Действительно, очевидно, что то, что ранее считалось фиксированными понятиями мужественности или женственности, сильно различается в разных контекстах и по всему миру. Таким образом, наша жизнь и социальные роли становятся все менее предписанными и менее определяемыми традиционными гендерными ролями, чем раньше.

Гендерное и языковое обучение

Что все это говорит нам об изучении языка? Во-первых, это говорит нам о том, что общепринятые представления о предпочтениях и способностях детей и молодежи часто необоснованны. Вместо этого наши предпочтения и способности часто определяются нашим жизненным опытом.

Мы можем невольно способствовать идеологиям гендерного языка, делая небрежные комментарии о том, как дети ведут себя или должны вести себя и к чему они могут лучше всего подходить. Например, мы можем сказать что-то вроде «девочки хорошо разбираются в языковых предметах». Хотя мы можем воспринимать такой комментарий как безобидный, он, тем не менее, может быть воспринят детьми как «девочки лучше подходят для языковых предметов, чем для таких предметов, как математика и естественные науки» или «языки не для мальчиков». Дети и молодые люди хотят вписаться в общество, поэтому, если они чувствуют, что то, что они делают, не является «нормативным» для их пола или социальной группы, они, скорее всего, будут избегать этого.

Говорить на нескольких языках — это просто часть жизни

Нет никаких научных доказательств того, что женщины и девочки от природы лучше владеют языками, чем мальчики или мужчины. Вместо этого мы с самого рождения окружены множеством социальных и культурных посланий, и эти послания оказывают значительное влияние на наш выбор в области образования и на нашу жизнь, которую мы ведем. В контексте школы скрытая учебная программа информирует молодых людей о том, как «правильно» подходить к гендерной проблематике в этом контексте.

Между полом и изучением языка нет существенной или логической связи. Для большинства людей владение несколькими языками — это просто часть жизни.

Оцените статью
Masterlang
Добавить комментарий