Что значит «свободно говорить» на каком-либо языке? Значение слова «бегло» зависит от вашего определения «беглости».
Вы можете заметить, что это определение беглости относится только к разговору на языке с людьми. Правда в том, что беглость проявляется в нескольких формах в зависимости от того, как используется язык. Точно так же, как вы можете свободно говорить, вы также можете свободно читать, свободно писать и свободно слушать. Свободное владение одной из этих областей, однако, не гарантирует свободного владения другими.
Человек вполне может быть способным и компетентным читателем на своем целевом языке, не имея никаких реальных способностей говорить на нем. «Беглость», которой вы обладаете как изучающий язык, в конечном счете зависит от глубины приобретенных вами навыков.
Таким образом, человек, который развивает «общую беглость», — это человек, который может с комфортом читать, писать, понимать и говорить на языке. Он или она может читать книги и журналы, разговаривать с местными и не местными жителями в самых разных ситуациях, сочинять естественно звучащие тексты и без труда смотреть фильмы, дебаты и телесериалы.
Вот как должна выглядеть беглость речи. Однако люди часто спрашивают о количестве слов.
«Разве количество слов, которые вы знаете, не влияет на то, насколько свободно вы говорите?» — спрашивают они. «Сколько слов вам нужно знать, чтобы свободно говорить?»
Это хороший и актуальный вопрос.
Конечно, вы не сможете свободно говорить, если не знаете достаточно слов, чтобы свободно читать, писать, говорить или слушать.
Но что именно значит «знать» слово?
Означает ли это, что:
- Понимание слова во всех возможных контекстах и во всех возможных формах?
- Способность точно использовать слово на лету, не задумываясь об этом?
- Знать все возможные определения этого слова?
Трудно сказать. Может быть, даже невозможно сказать. Сами по себе слова трудно определить. Мы скорее думаем о них как о наборе произносимых звуков (или написанных букв), которые формируют определенное значение.
Но правда в том, что значение зависит от контекста.
Например, если произнести слово «игра», можно говорить о настольной игре «Монополия» или игре в прятки. Можно даже говорить о чем-то совершенно другом! Вы никогда не узнаете, не обратившись к словам, окружающим слово «игра», какое именно определение имелось в виду.
Как ни странно, слова могут быть одновременно полны смысла и абсолютно бессмысленны, в зависимости от того, где и как они используются.
Поэтому, к сожалению, нелегко подсчитать, сколько слов вам нужно «знать», чтобы свободно говорить на вашем целевом языке.
Однако можно дать некоторые общие рекомендации:
- Во-первых, свободное владение языком требует многократного использования большого количества слов. Как в десятках тысяч слов, если не больше;
- Во-вторых, важно знать, что не все слова одинаково полезны. Некоторые слова используются почти в каждом предложении (например, «the» или «in»), в то время как некоторые слова почти никогда не используются вообще. Слова, которые вам будет наиболее полезно знать, почти всегда будут соответствовать контекстам, в которых вы чаще всего оказываетесь. Вот почему большинство языковых ресурсов начинают с того, что учат вас, как представиться и описать себя, поскольку вы почти всегда должны уметь это делать;
- У каждого из нас в голове есть два разных «словаря»: наш активный словарный запас и наш пассивный словарный запас. Наш «активный словарный запас» включает слова, которые мы можем активно использовать при разговоре или письме, в то время как наш «пассивный словарный запас» включает слова, которые мы понимаем только в контексте. Хотя это хорошая идея — постоянно работать над расширением своего активного словарного запаса, ваш пассивный словарный запас всегда будет больше — и это нормально! Иногда достаточно просто уметь распознавать слово, когда вы его слышите, вместо того, чтобы использовать его самостоятельно;
- Наконец, некоторые слова обычно имеют несколько форм и несколько значений. Например, во многих языках один глагол может иметь сотни форм, соответствующих таким понятиям, как «лицо» и «время». В этих случаях я предлагаю изучить формы, которые вам нужны для общения, но в остальном не беспокойтесь слишком сильно об остальном. Это то, что делают дети, когда они изучают свои родные языки, и это то, что вы тоже должны делать.
Помимо этих общих рекомендаций, вот пять способов, которыми я подхожу к изучению слов в любое время, когда я изучаю язык (с небольшими изменениями для конкретных языков).
Рекомендации по изучению слов
1. Запоминайте полезные слова
Сосредоточьтесь на изучении слов, которые наиболее полезны для вас.
Некоторые слова используются чаще, чем другие, и это делает их более полезными. Но полезность слова также может зависеть от того, кто вы есть и что вы делаете как личность. Всегда выбирайте темы, которые вас интересуют. Используйте эти слова.
2. Не стоит считать слова.
Это очевидная истина, что чем больше слов я знаю, тем более свободно я смогу говорить. Однако, помимо этого, бесполезно беспокоиться о точных цифрах. Если сосредоточиться исключительно на постоянном изучении все большего и большего количества слов в течение длительного периода времени, то можно быть спокойным, зная, что в конечном итоге будет более чем достаточно слов для достижения беглости.
3. Погружайтесь в язык.
Лучший способ познакомиться с как можно большим количеством слов — это познакомить себя с как можно большим количеством языка, используя массовый ввод. По мере того, как я получаю информацию, мозг естественным и устойчивым образом улавливает слова и усваивает их значение через контекст.
4. Приобретайте жизненный опыт с помощью целевого языка
Вы когда-нибудь замечали, как дети полностью свободно говорят на своих родных языках, хотя они знают и понимают только ограниченное количество слов? Это связано с «лингвистической компетентностью». Несмотря на то, что у них ограниченный словарный запас, дети приобретают большой жизненный опыт, экспериментируя с этими словарями в реальных жизненных ситуациях. Они знают, как попросить о том, чего они хотят, привлечь внимание и описать окружающий мир, потому что это языковые навыки, необходимые им для выживания и процветания. Стоит развивать свою собственную «лингвистическую компетентность», проверяя свои языковые навыки в широком спектре ситуаций, которые наиболее актуальны для моей жизни.
5. Ставьте разумные цели.
Вместо того чтобы беспокоиться о точном количестве слов, которые нужно знать, чтобы свободно владеть языком, создавайте систему привычек, которые помогут максимально использовать ваши возможности для изучения новых слов.
Заключение
В конце концов, слова действительно играют огромную роль в том, насколько хорошо вы говорите на изучаемом языке, но то, как вы выучиваете слова, гораздо важнее, чем фактическое количество слов, которые вы знаете. Если вы будете применять стратегии, которые описаны здесь, то вскоре разработаете мощные системы для изучения всех слов, необходимых вам для того, чтобы быть компетентным, свободно говорящим на вашем целевом языке.