Татары – вторая по численности народность на территории Российской Федерации. По сведениям из переписи 2010 года, их насчитывается чуть больше 3% от всего населения страны. Этнический состав тех, кто сейчас называет себя татарами, крайне неоднороден. При том среди них есть не только исламисты, но и христиане. Единственная их общая черта заключается в тюркском происхождении. Вся история падений взлетов, политических репрессий и всемирной славы отдельных татар нашла отражение в татарском языке. Самые интересные факты о нем вы узнаете из этой статьи.
Кто такие татары и мишаре
Носителями татарского языка являются только отдельные народности Поволжья. Львиную долю составляют жители республики Казань и мишаре Поволжья. Однако эта субэтническая группа хоть и относится к казанским татарам, но в зависимости от региона имеет речевые особенности. Это выражается в произношении, отдельных заимствованных словах. Документально же жители Московской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской областей относят себя к татарам.
Предками мишарь являются переселенцы из московской и казанской губернии, местное население и беженцы. Их задачей было укрепление границ, создание форпостов. Старожилы татарских сел припоминают речи своих дедушек и бабушек, которые рассказывали о трудностях, постигших их с приходом на новые территории. Городские мишаре потеряли наследие предков, они могут и не знать татарский, а вот обучение в поселках и селам с преобладанием татарского населения происходит по учебникам, выходящим в казанских издательствах.
Сформировалась группа мишарей смешением татар с преимущественно русским населением. В их речи заметна мягкость свойственная русскому языку, твердые, глухие звуки в речи практически не проскакивают. В начале нулевых государство для укрепления связей между казанскими татарами даже запускало цикл программ «Чишма» на татарском языке в ульяновской области, вещавшем на второй кнопке телевизора.
Общность татарского языка и башкирского
Татарский язык основан на старотатарском языке или по-другому старобашкирском языке. Он в свою очередь сформировался на основе тюркского языка. Эти два языка входят в группу поволжско-кыпчакской группы и, по мнению исследователей, оказывали взаимное влияние друг на друга на протяжении веков. Народы имеют разный менталитет: у башкир выраженная клановая система, преобладают монголоидные черты лица, и очень сильное значение имеют родственные связи. Однако на территориях Казани и Башкортостана вполне мирно соседствуют села двух народностей, случаются и браки между их жителями. Так, например, писатель Габдулла Тукай по материнской линии является башкиром, а по отцовской – татарином. Роднит с казанскими татарами башкир и исторические связи. Так башкирский народ входил в состав Казанского каганата после распада Золотой Орды.
История изменений татарской письменности
Изначально татары использовали при письме арабскую вязь, но из-за отсутствия в языке гласных букв в каждой части страны текст читался по-разному. Так продолжалось до 1927 года, когда сообществом тюркских народов в Казани была предпринята попытка адаптации татарской письменности под латинский алфавит. Но уже в 1939 году случилась новая реформа, в ходе которой Президиум Верховного Совета утвердил современную азбуку татарского языка. Огромное значение внесли М.Х. Курбангалиева и Ш.А. Рамазанова которые добавили в алфавит 6 букв: четыре из них (Ө, Ә, Ү, и Һ ) были взяты из яналифа, тюркского алфавита, а Җ и Ң придуманы на основе кириллицы. Так в нем стало насчитываться 38 букв. Реформа была встречена с негативом у населения, но сейчас ей пользуются татары по всей стране, в том числе Казани. Печатаются книги, журналы, выходят переводы зарубежной литературы. Вначале 2000х годов властями предпринимались попытки возродить яналиф. Однако они не увенчались успехом, в судебных инстанциях было утверждено что использование алфавита на основе кириллицы обязательно на территории России. В 2012 году появилось послабление, яналиф разрешили использовать для дублирования официальных документов в Казани. Однако главное исключение из этой реформы – Коран. Эта священная книга не была переписана и переведена на татарский. Изучение Корана, как и сотни лет назад, происходит в мечетях и медресе на арабском.
Татарская автономия
Татарский язык наряду с русским используется в делопроизводстве, на нем ведется обучение студентов и школьников в Татарстане. Казалось бы, это естественно, так как в республике татарское население преобладающее, но так было не всегда. Город Казань возник больше 1000 лет назад как крепость на границе Волжской Булгарии. По данным исторических документов город приобрел известность после захвата его султаном Улу-Мухамеддом.
Казанский каганат был большой проблемой для Руси, которую сумел решить только Иван Грозный. После падения столицы татары оказались в подневольном положении. Их изгнали из города, а в их деревни были переселены русские, набранные из слобод по всей России. Переписи как таковой тогда не было, но считается что татар после войны на территории бывшего каганата насчитывалось лишь около 10%. Этот период – черная веха в истории народа, который многое потерял. Действия Ивана Грозного разрушили единство, так среди татар возникло сообщество крящен или крещенных татар, говорящих на русском языке.
Относительную свободу представители татар Казани получили лишь после революции 1918 года, хотя, к этому времени в городе уже открылись медресе. В 1990 году Казань стал столицей суверенной Республики Татарстан, а позже в нем появилась должность президента.
Популярные татарские авторы
Габдулла Тукай
Особое место в литературе тюркских народов занимает творчество писателя Габдуллы Тукая. Этот молодой автор хоть и прожил всего 26 лет сделал для России невозможное: объединил народ.
Отец Тукая рано умер, следом ушла мать, и он воспитывался в доме дедушки. В семье не хватало куска хлеба, он часто болел, ребенок никому не был нужен, его отдавали несколько раз на усыновление, но возвращали обратно. Однако это не сломило человека, и он не разочаровался в людях.
С малых Г. Тукай начал писать стихи на родном языке. Его главными работами можно назвать стихи, призывающие к объединению. К началу 20 века, все чаще звучали призывы к иммиграции в Турцию, Тукай же считал, что нужно жить в мире с русскими не считать их за врагов. Стихотворение «Не уйдем» ясно отражает это его настрой. Тукай занимался просветительской деятельностью, ратовал за то чтобы дети учились грамоте, знали языки. Он хотел лучшей доли родному народу, при этом он глубоко чтил заветы Корана, был истинно верующим.
Муса Джалиль
На протяжении десяти лет после окончания Великой Отечественной войны Мусу Джалиля считали предателем Советского союза. Он, будучи военным репортером был захвачен в плен, но согласился служить в немецком легионе Идел-Урал.
Правда вскрылась позже, когда были освобождены заключённые немецких концлагерей. Мусса Джалиль не предатель, а патриот и Герой России. Он помогал другим заключенным сбегать из плена, вел противофашисткую деятельность за что и был казнен вместе с группой партизан немецким руководством. Сидя за решеткой он не отчаивался хотя и понимал, что не увидит родных. Его сокамерники сохранили тетради со стихами, в которых выражена безответная любовь к отчизне. Эти произведения входят в золотой фонд татарского народа, в них раскрывается весь талант автора. Они обогатили татарский язык, придали импульс к развитию.
Адель Кутуй
Писатель родом из мишарей села Татарский Канадей, но расцвет его творчества пришелся на период жизни в Казани. В мирные годы Адель Кутуй занимался переводами зарубежной литературы на татарский язык, писал пьесы и стихи, в которых развивал культурное наследие народа. Но он самые выдающие его работы — это повести. В них скрыты целые пласты размышлений о природе предательства, чувствах испытываемых татарами, выражена любовь к Отчизне и близким. Самая известная работа драматурга называется «Не отосланные письма». В нем показаны переживания обычной женщины, стремления, любовь и надежды. Оно было переведено на многие языки постсоветского пространства, английский и даже китайский. Писатель ушел на фронт В Великую Отечественную войну добровольцем. Принимал участие в защите Сталинграда, дошел до Польши, но заболел в 1945 году и умер в госпитале от воспаления легких.
Итог
Татарский язык – мост, который своим существованием полностью закрыл национальный вопрос тюркских народов. Он помог сохранить обычаи и культуру народа, помогал переживать людям невзгоды, и это без сомнения главное богатство татар. Так было не всегда, но Г. Тукай, М. Джалиль и А. Кутуй сумели сделать татарский язык языком дружбы и объединения, а татарам помогли найти Родину, за которую не жаль отдать и жизнь.