Дистанционное обучение иностранному языку: плюсы и минусы

ноутбук Иностранные языки

В период пандемии многие школьники, студенты и преподаватели столкнулись с таким явлением, как дистанционное обучение. Данное нововведение было всеми воспринято по-разному. Большинство оценок были неоднозначными: с одной стороны, технологии видеосвязи способны спасти ситуацию в случае невозможности точного проведения занятий и сократить финансовые и временные затраты, но с другой стороны есть серьёзный риск снижения качества образовательного процесса.

Специфика преподавания каждого предмета имеет свои особенности: для освоения некоторых учебных дисциплин требуется личное присутствие как преподавателя, так и обучающегося; в других же случаях процесс практически не подвергается изменениям, либо они несущественны. В данной статье будет рассмотрено влияние телекоммуникационных технологий на ход обучения иностранному языку. Рекомендуем прочитать статью о том, как стать хорошим учителем английского языка.

Плюсы:

1. Не тратится время на дорогу

Пожалуй, этот пункт можно считать неоспоримым преимуществом дистанционного образования независимо от учебной дисциплины. Безусловно, дорога до места работы зачастую занимает немало времени, которое в случае «дистанционки» можно потратить гораздо более продуктивно. Кроме того, такой формат очень удобен для репетиторства, поскольку позволяет заниматься с учащимися из других регионов.

2. Возможность практики как письменной, так и устной речи

Дистанционные технологии позволяют не только обмениваться сообщениями, но также и говорить с собеседником, используя видеоконференцсвязь, что делает удалённое обучение языку возможным, ведь нельзя освоить иностранную речь, не прибегая к устной коммуникации. Более того, с помощью специального программного обеспечения можно не только писать и разговаривать, но и показывать обучающимся таблицы, схемы, иллюстрирующие различные лингвистические явления, воспользовавшись функцией «Демонстрация экрана».

3. Снижение психоэмоционального напряжения

Нахождение в домашней обстановке способствует уменьшению стресса и повышению психологического комфорта как для преподавателя, так и для учеников. Однако этот пункт предполагает наличие и другой стороны медали, о чём будет подробнее сказано при рассмотрении отрицательных аспектов удалённого обучения.

Минусы:

1. Сложность контроля успеваемости

Изучая новый язык, приходится запоминать очень большое количество информации. В задачи преподавателя входит проверка усвоения этих знаний. Однако применение дистанционным технологий может затруднять осуществление контроля. Так, например, если обучающийся должен пересказать текст, он имеет возможность сохранить шпаргалку у себя на экране и пользоваться ею во время ответа. К сожалению, на настоящий момент методы, повышающие эффективность контроля в условиях «дистанта» ещё недостаточно разработаны.

2. Снижение мотивации

Комфортная обстановка и ослабление контроля часто приводят к уменьшению мотивации со стороны обучающихся: они начинают всё больше надеяться не на свои способности и усилия, а на возможность списать и лояльность преподавателя. Как следствие, сильно падает результативность учебного процесса.

3. Отсутствие реальной, живой коммуникации

Безусловно, аудио- и видеосвязь позволяет преподавателю и обучающемуся видеть и слышать друг друга, но всё же трудно отрицать, что точное общение передаёт намного больше информации о человеке: язык тела, жесты, живая, не искажённая аппаратурой речь — всё это очень важные элементы межличностного взаимодействия, которые утрачиваются при общении на расстоянии. Между тем, для усвоения языка важны самые разнообразные составляющие взаимодействия, ведь изучая язык, человек фактически учится коммуницировать в рамках другой культуры.

4. Технические неполадки

При дистанционном режиме любые перебои в работе Интернет-соединения способны помешать нормальному осуществлению учебного процесса. К тому же, некоторые обучающиеся могут использовать «проблемы с подключением» как предлог для пропуска занятий, что приведёт к невозможности поддерживать дисциплину.

Таким образом, дистанционное обучение вполне может дополнить процесс обучения иностранному языку или же способствовать его реализации при возникновении объективных препятствий для точного образования. Однако на данный момент технологии удалённой связи всё же не способны полноценно заменить очный формат. Тем не менее добросовестное отношение к работе как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателя может сгладить негативное влияние многих из вышеперечисленных факторов и повысить качество обучения, пусть даже и дистанционного.

Видео по теме:

Masterlang
Добавить комментарий