Одной из важных составляющих изучения иностранного языка является выработка умения работать с текстами. Данный вид деятельности способствует развитию у обучающихся навыков чтения и говорения, обогащению их словарного запаса, а также знаний о культуре страны изучаемого языка.
С текстами человек очень часто сталкивается в повседневной жизни, поэтому для успешного овладения языком необходимо научиться извлекать сведения из иностранных документов, записей, книг, газет, журналов и других письменных источников информации.
Как организовать процесс работы с текстами на изучаемом языке?
1. Подбор материала
Для того, чтобы обучение было успешным, отобранный материал должен отвечать определённым критериям. Во-первых, текст должен соответствовать лексической теме, изучаемой студентами, и содержать активный словарь. Во-вторых, необходимо, чтобы его сложность была сопоставима с уровнем знаний обучающихся. Ключевые слова и выражения, являющиеся для них новыми, можно выписать отдельно вместе с переводом и разместить перед самим текстом.
2. Ознакомительный этап
В ходе работы этапу чтения должен предшествовать этап ознакомления с темой. Например, если текст о путешествиях, можно предварительно спросить обучающихся, любят ли они путешествовать и какие города и страны хотели бы посетить. Или же можно раздать изображения достопримечательностей различных стран и попросить студентов рассказать о них то, что им известно. Предварительный этап привлечёт внимание учеников к теме, а также позволит сделать некоторые предположения относительно того, о чём может говориться в документе, который они сейчас будут читать.
3. Этап чтения
Перед тем, как перейти непосредственно к изучению текста, дайте студентам возможность ознакомиться с незнакомыми словами. Затем можно приступить к чтению (если уровень обучающихся — продвинутый, пороговый продвинутый или пороговый), либо к чтению и переводу (если уровень обучающихся — пороговый и ниже). После прочтения текста выполните со студентами задания, проверяющие понимание его содержания (упражнения на истинность/ложность утверждений, задания с множественным выбором, вопросы о персонажах, событиях, месте, где происходит действие). Когда вы убедитесь, что ученики понимают текст правильно, можно будет перейти к пересказу.
4. Последующий этап
После разбора содержания побеседуйте с обучающимися о вопросах, связанных с темой текста. Например, если тема касается образования в Великобритании, можно сравнить британскую систему образования с российской. Организуйте свободную дискуссию: разрешите обучающимся комментировать мнения своих товарищей, задавать друг другу вопросы и отвечать на них, высказывать и аргументировать свою позицию. В дальнейшем можно будет дать им задание придумать историю или написать эссе на рассматриваемую тему, употребляя изученные слова и выражения, чтобы студенты развивали навыки самостоятельного продуцирования речи.
Работа с текстами — серьёзная и значимая для овладения иностранным языком деятельность, которая при условии правильной организации может стать очень интересной и увлекательной, а обучающиеся смогут повысить уровень знаний и получить удовольствие.
Успехов вам в преподавании!