Айну — сохранившийся коренной народ Японии

Иностранные языки

Когда многие люди думают о Японии, они представляют себе в значительной степени этнически однородную нацию. Многовековая история Японии как изолированного от остального мира государства создает сильный образ единого народа Японии. Возможно, вас удивит тот факт, что, несмотря на то, что Япония является относительно небольшой страной, в ней существует несколько различных этнических подгрупп, в том числе народность, известная как айны.

Японское правительство на протяжении многих лет пыталось ассимилировать всех жителей различных японских островов в единую культуру. Но айны долго и упорно боролись за сохранение своей самобытности и признание своей культуры в качестве законной. Несмотря на то, что айны были почти доведены до культурного вымирания, в последние годы японское правительство начало воспринимать культуру коренных народов всерьез. Хотя впереди предстоит еще долгий путь. Рассмотрим этот необычный и интересный народ и его язык.

Статус айнского языка

Поскольку айнский язык не имеет никакого отношения к другим языковым семьям, этот язык считается изолированным языком. Это язык, на котором говорит одноименная японская этническая группа, населяющая Хоккайдо. Однако происхождение языка и самого народа неизвестно.

На трех вариантах языка айнов раньше говорили по всей южной половине острова Сахалин и в меньшей группе островов Курильской гряды. У айнов есть 19 диалектов. Последний носитель сахалинского айнского языка скончался в 1994 году. Другого носителя языка (курильский айнский) уже тоже нет. В 2016 году у айнов острова Хоккайдо было 15 носителей языка. В настоящее время буквально единицы людей свободно владеют этим языком, в то время как 304 могут его понимать. Цифры не являются точными, потому что некоторые люди скрывают тот факт, что они айнского происхождения и могут говорить на этом языке. Они делают это для того, чтобы избежать дискриминации.

Народ Айну в Японии

Происхождение айнов и их языка

Многие лингвисты изучали происхождение языка айнов. Они проследили всевозможные варианты из разных уголков земного шара. Однако уже установлено, что основная территория, где жили айны, находится на Хоккайдо, что также является айнским словом, означающим «сухая местность».

В научной работе авторов-лингвистов Ивара Линдквиста и Пьера Наерта, опубликованной в 1960 году, утверждается, что язык айнов произошел от индоевропейской языковой семьи. Другой лингвист по имени Джеймс Патри считал, что этот язык имеет алтайское происхождение, что он обсуждал в своей диссертации под названием «Генетическое родство языка айнов».

Поскольку многие специалисты сходятся во мнении, что айны являются потомками населения эпохи Дземон (11000-6000 гг. до н. э.), населявшего японский архипелаг, весьма вероятно, что их язык берет свое начало в языках эпохи неолита.

Согласно историческим источникам, народ айну первым заселил северную часть японского архипелага. Жителям региона Тохоку (на севере крупнейшего японского острова Хонсю) постепенно пришлось отказаться от своего языка и культуры, начиная с XIV века, из-за давления со стороны центрального правительства. Но на севере (на Хоккайдо) а также в южной части российского острова Сахалин и на более изолированных Курильских островах айны смогли сохранить язык и культуру до тех пор, пока острова не были захвачены новым правительством Мэйдзи в 1869 году.

Вскоре после этого, после подписания в 1875 году “Договора об обмене Сахалина на Курильские острова” между Японией и Россией, большая часть айнов с южного Сахалина была переселена на Хоккайдо. Эпидемии уничтожали население. Та же участь постигла айнов Курильских островов, которые полностью вымерли после насильственной перегруппировки по соображениям национальной безопасности на острове у побережья Хоккайдо. Японские власти опасались, что айны, некоторые из которых приняли православие, будут служить шпионами для русских, обосновавшихся на Курилах.

В конце русско-японской войны, с начала 1906 года большое количество айнов с Сахалина вернулось, потому что Япония контролировала юг острова. Но по приказу Сталина все они были изгнаны в 1945 году и поселились на Хоккайдо. Сахалинские традиции и диалект исчезли.

С 1868 года японское правительство навязало айнам Хоккайдо новый образ жизни. Ряд запретов, касающихся охоты и рыбной ловли глубоко подорвал их культуру. Община подвергалась осуждению, считалась дикой и неполноценной. Официально новые власти Хоккайдо никогда не собирались искоренять язык айнов. Но они сделали все для этого, в частности, построив школы специально для “чужих” людей, в которых их обучали японскому языку. Чтобы выжить в этом новом обществе, айны постепенно отказались от своих обычаев и своего языка. Сегодня для новых поколений айнов это второй язык. Огромная редкость – даже разговор на этом языке.

Последний айну не умер

С конца 19-го по большую часть 20-го века японское правительство пыталось заставить айнов ассимилироваться в основную японскую культуру. Одним из способов сделать это было запретить язык айнов и отправить детей в школы, где им разрешалось изучать только японский язык. Как результат, язык айнов, как и культура народа, может со временем исчезнуть. Рекомендуем прочитать статью о том, как сохранить исчезающие языки.

ЮНЕСКО классифицирует язык айнов как находящийся под угрозой исчезновения, причем несколько документированных диалектов уже исчезли.

Точное число носителей языка айну неизвестно. Только опросы, проводимые правительством Хоккайдо каждые семь лет с 1972 года, относительно условий жизни среди утери соотечественников на языке айнов, позволяют приблизительно оценить языковую ситуацию айнов. Опрос 2006 года показывает, что из 23 782 айнов 304 знают язык, и среди них 4,6% считают, что они владеют им настолько, что могут его преподавать. Но мы не должны забывать, что эти ответы субъективны и не обязательно соответствуют действительности. Кроме того, большая часть населения не участвует в опросах и скрывает свою личность.

При этом утверждения о том, что язык айнов вымирает, следует понимать в относительных терминах. С начала 1990-х годов, всякий раз, когда умирает айну, средства массовой информации объявляют о смерти последнего носителя айнского языка. Однако вместе с тем все больше и больше айнов начинают заново изучать свой язык, вдохновленные старейшинами или лингвистами.

Чтобы заменить закон 1899 года, поддерживающий политику ассимиляции, айны потребовали принятия нового закона в 1980-х годах. В 1997 году японское правительство приняло Закон о поощрении культуры айнов, который позволил организовать курсы айнского языка. Другие усилия включали разработку письменной версии айнского языка с использованием специальной катаканы (катакана – одна из слоговых азбук японского языка) для написания словарей и других ресурсов, а также для радиопрограмм на айнском языке.

Закон может изменить все

Основанная в 1946 году ассоциация айнов Хоккайдо, крупнейшая в Японии, предоставляет бесплатные языковые курсы в 14 регионах Хоккайдо как для айнов, так и для японских студентов. Однако никаких статистических данных о посещаемости не имеется. В фонде исследований и пропаганды культуры айнов, созданном в соответствии с законом 1997 года, есть отделение для подготовки преподавателей айнского языка. Оно принимает семь студентов в год.

С каждым годом увеличивается объем публикаций словарей, учебников и двуязычных айнско-японских сборников устной литературы айнов. Частная радиостанция в Саппоро с 1980-х годов транслирует еженедельную программу изучения языка айнов на территории Хоккайдо. В апреле 2001 года Сигеру Каяно, активист айнской идентичности и первый член парламента Японии от этой общины (1926-2006), профинансировал создание радиостанции FM Pipaushi, которая транслирует шоу на айнском языке в центральной части Хоккайдо два воскресенья в месяц.

Однако следует признать, что на данный момент айны, интересующиеся своим языком, происходят из относительно обеспеченных семей. У самих айнов мало времени, чтобы посвятить изучению своего языка. Несмотря на всплеск интереса, до тех пор, пока айны не войдут в учебную программу школ Хоккайдо, их будущее остается неопределенным. Этот язык является частью японского нематериального наследия и имеет право на государственную защиту, в частности, благодаря его официальному признанию в качестве второго национального языка.

Культура айнов сильно отличается от японской культуры

Обычаи, обычаи, религия айнов очень сильно отличаются от основной японской культуры. Их культура традиционно связана с охотой и собирательством. Традиционная одежда айнов и стандарты личной гигиены сразу выделяют их: мужчины-айны, которые полностью следуют обычаям культуры, не бреются после определенного возраста, сохраняя бороды. В то время как женщины–айны традиционно татуировали свои рты, а иногда и руки и предплечья. Это сильно отличается от японских стандартов, где татуировки традиционно являются признаком принадлежности к якудзе или другому организованному преступному синдикату.

Будущее айнов

Резолюция 2008 года о признании айнов коренным народом стала маленькой победой для этого долго угнетаемого народа.  На протяжении многих столетий были многочисленные притеснения со стороны японских властей. В соответствии с жесткой политикой эпохи Мэйдзи, айнам запретили говорить на их языке и заставили использовать японские имена. Они были лишены своих охотничьих и рыболовных традиций.

После принятия резолюции фотограф Лаура Ливерани приступила к проекту по документированию народа айнов. Некоторые рассказывали истории о современной дискриминации. Другие говорили об утраченной красоте реки Сару, священного места для айнов, на котором правительство построило плотину в 1990-х годах. “Было довольно больно видеть массу бетона посреди такого прекрасного пейзажа”, — сказали они.

Сегодня, по словам Ливерани, предпринимаются попытки по сохранению культуры и языка айнов. Благодаря этим усилиям, возможно, удастся сохранить народ и культуру айнов, живущих на земле, известной как айну Мосир — “земля людей”.

Интересное видео по теме:

Оцените статью
Добавить комментарий