Почему дети осваивают язык легче, чем взрослые?

Иностранные языки

Широко распространено мнение, что дети учат языки быстрее, чем взрослые. По большей части наука и исследования подтверждают это убеждение. Однако остается еще много вопросов без ответов. Например, почему дети быстрее учат языки? Насколько быстрее они их усваивают? Усваивают ли они их быстрее из-за окружающей среды, особенностей мозга или чего-то другого? Могут ли взрослые учиться так же, как это делают дети?

Мы все слышали распространенную жалобу взрослых на изучение языка, которая звучит примерно так: “Жаль, что я не начал изучать этот язык в детстве. Детям изучать языки намного проще”.

Это убеждение распространено среди многих людей. Правда ли это или нет? Оказывается, на самом деле это не соврем верное утверждение.

У детей есть определенные преимущества при изучении второго языка. К примеру, они могут говорить без иностранного акцента, что по своей сути не так просто. Почему ребенку кажется легче выучить второй язык? Рассмотрим различия в изучении языков между детьми и взрослыми.

Преимущества, которые дети получают при изучении языков

При изучении языка у детей есть преимущества, которых нет у большинства взрослых. Очень маленьких детей формально не обучают языку так, как взрослых и детей постарше. Они учатся, погружаясь в языковую среду. Они “впитывают” язык посредством контакта. Непринужденное обучение включает игры и песни, а не спряжения глаголов и запоминание исключений из правил. На самом деле, взрослые также учатся намного быстрее благодаря погружению, но погружение в язык требует усилий, времени, которого не всегда хватает. У детей практически нет никаких обязанностей в жизни, поэтому у них есть время и энергия на овладение новым языком. У большинства взрослых нет такой роскоши.

У детей меньше запретов. Гораздо легче выучить язык, когда можно делать ошибки. Боязнь прозвучать глупо — вот препятствие, которое испытывает большинство взрослых людей. Кроме того, уровень языковой компетенции у детей намного ниже, чем у взрослых. Их не судят так, как взрослых, поэтому они не получают замечаний, когда совершают ошибки. Их также не проверяют так, как это было бы с детьми постарше, поэтому давление меньше. Процесс обучения проходит более игриво и естественно.

Если вы, будучи взрослым человеком, переедете в другую страну и никто не будет говорить на вашем языке, вы быстро начнете изучать новый язык. У вас есть мотивация общаться с другими людьми. Но мало кто из взрослых добровольно ставит себя в такую ситуацию. Маленькие дети часто подвергаются воздействию языка в такой ситуации. Они даже не знают, что изучают новый язык, и не знают, как он может пригодиться им в дальнейшей жизни. Они просто думают: “вот как я разговариваю с папой” или “вот как я разговариваю с мамой”. Это чистое желание общаться, которое движет обучением.

Младенцы и очень маленькие дети формируют нейронные связи быстрыми темпами. Вот почему у тех, кто изучает язык в очень юном возрасте, акцент носителя языка. Позже в жизни эти нейронные связи, созданные нашим мозгом для повышения эффективности, заставляют нас возвращаться к звукам языков, которые мы уже знаем.

Именно благодаря гибкости мозга и быстрому формированию нервной системы младенцы и маленькие дети способны изучать языки более быстрыми темпами. Этот период иногда называют “критическим периодом”.

Дети изучают языки по-другому, а не легче

Детям изучать второй язык легче, чем взрослым. Они усваивают слова, фразы и грамматику, казалось бы, без особых усилий. И это хорошо подтверждается наукой.

Взрослые отлично справляются с осознанным обучением. По мере того как мы становимся старше, наш мозг становится все более и более искусным в сложном мышлении, и наша способность к интеллектуальному обучению растет. Взрослым, возможно, придется учитывать грамматические моменты и изучать правила более прямым способом, чтобы хорошо их усвоить, но во многих случаях это действительно помогает в изучении второго языка.

В конце концов, взрослые с гораздо большей вероятностью будут пытаться освоить новый язык в классе, чем сразу напрямую общаться с носителями языка. Изучение языка становится академическим занятием во взрослом возрасте. И есть много свидетельств того, что мы преуспеваем в этом.

Дети естественным образом совершают ошибки

К сожалению, меньшее количество ошибок не означает отсутствие ошибок, и именно поэтому многие взрослые зацикливаются на изучении нового языка. Взрослые не только развили в себе большую способность усваивать сложные идеи, но и выработали отрицательное отношение к ошибкам.

Взрослые чаще чувствуют себя неловко из-за незначительных ошибок, чем дети. Это та же самая причина, по которой многие люди лучше говорят на иностранном языке, когда немножко выпьют. Учиться на ошибках — это основной способ запоминания информации. Если взрослые избегают ошибок, то взрослые замедляют этот процесс.

К сожалению, усилия взрослых в обучении могут быть точно так же саботированы другими взрослыми. Мало кто из взрослых испытывает какие-либо колебания, исправляя языковые ошибки ребенка. Не все взрослые считают своим долгом исправлять ошибки коллеги или знакомого. Когда эти ошибки остаются незамеченными, они “застывают” в памяти, и их может быть очень трудно исправить позже. Однако взрослые вполне способны изучать новые языки. Одна из причин заключается в том, что у нас есть богатый жизненный опыт (который на первый взгляд может показаться препятствующим процессу обучения), который мы можем использовать в контексте. Кроме того, взрослые изучают не только сам язык, но и все подробные грамматические правила, которые его сопровождают. Конечно, нам может потребоваться больше времени, чтобы инстинктивно усвоить некоторые аспекты языка, но то, что мы изучаем, может быть более глубоким.

Многие исследователи считают, что изучение иностранного языка до полового созревания позволяет детям говорить более свободно. Практически как носитель языка. Кроме того, изучение более чем одного языка в раннем возрасте улучшает способность общаться с другими людьми на протяжении всей жизни и способствует когнитивному развитию.

Многие исследования показывают, что лучшее время для изучения иностранного языка — до десяти лет. На этом раннем этапе жизни язык усваивается и усваивается быстрее, лучше запоминается и произносится с исключительным произношением. Широко распространено мнение, что чем ученики младше, тем лучше они имитируют новые звуки. Это происходит потому, что наш мозг — более открытый для новых звуков и слов до подросткового возраста. С другой стороны, учащимся старшего возраста чрезвычайно трудно говорить на новом языке без “иностранного” акцента.

Хотя некоторые результаты показывают, что маленький ребенок в возрасте до 5 лет может говорить на пяти языках, эксперты в основном сходятся во мнении, что для маленьких детей лучше всего знать два языка. Им лучше быть билингвами. В настоящее время многие дети растут в двуязычных семьях и осваивают два языка. Во всем мире дети с рождения успешно изучают два языка одновременно. Исследования показали, что двуязычные младенцы могут различать и разделять свои два языка еще до того, как произнесут свое первое слово. Кроме того, они начинают формировать звуковые представления для обоих языков в течение первого года жизни. Некоторые эксперты полагают, что младенцы рождаются со способностью различать звуковые контрасты речи на всех языках мира, в то время как опыт прослушивания одного языка (в отличие от другого) помогает поддерживать различия между ними.

Как в научной, так и в популярной литературе часто обсуждается влияние владения несколькими языками вместо одного языка на функционирование мозга и когнитивные способности. Как следует из имеющихся данных, двуязычные люди обладают улучшенной когнитивной обработкой по сравнению с одноязычными людьми из-за постоянного переключения с одного языка на другой. Предполагается, что это переключение поддерживается функциональными и анатомическими изменениями в мозге, что позволяет предположить наличие структурных и функциональных различий в нейронах между этими людьми. Точнее, носители нескольких языков, по-видимому, претерпевают пластические изменения в определенных сетях мозга, что позволяет им управлять несколькими языками.

Некоторые ученые считают, что дети учат язык по-другому, но не обязательно легче, чем взрослые. Как они отмечают, дети усваивают язык, используя те же части мозга, что и части, управляющие бессознательными действиями. Вот почему часто кажется, что дети усваивают слова и фразы без особых усилий. Помимо возможных предрасположенностей в мозге, дети, по-видимому, более мотивированы к изучению языков по сравнению со взрослыми: они посвящают гораздо больше времени изучению новых слов и фраз.

Подводя итог, можно сказать, что дети лучше взрослых усваивают правильную грамматическую и фонетическую структуру иностранного языка. Возрастные изменения в структуре и пластичности мозга усложняют задачу изучения иностранного языка для взрослых людей. Но взрослые смогут выучить любой иностранный язык. Главное – иметь большое желание и мотивацию.

Оцените статью
Masterlang
Добавить комментарий